В нашей школе в рамках учебного курса по профориентации 9-классников продолжается реализация воспитательной практики «Восхождение к смыслам профессий». Великий российский психолог Алексей Николаевич Леонтьев писал: «смыслу нельзя научить - смысл воспитывается… Смысл можно только раскрыть в процессе обучения, воплотить его в ясно сознаваемую, развитую идею, обогатив учащегося соответствующими знаниями, умениями».
Проблема выбора профессии современными школьниками представляет собой противоречие. С одной стороны - заложенные в профессиональной деятельности смыслы, направленные на утверждение базовых ценностей. С другой стороны - неспособность обучающихся обнаружить, «открыть» для себя эти смыслы. Трудности понимания смыслов профессии обусловлены в значительной части случаев тем, что первичный выбор профессии осуществляется либо навязано, либо на основании узкопрагматических мотивов (карьера, материальная обеспеченность).
Учитывая психологические особенности возраста обучающихся, основная идея воспитательной практики есть идея организации пространства коллективного смыслового поиска. Этот смысловой поиск, побуждаемый центральным системообразующим вопросом деятельности «Для чего?», позволяет, при условии координации со стороны педагога, осуществить в ходе ролевых дискуссий, мозгового штурма, открытого диспута восхождение к пониманию, принятию и личностной интерпретации смыслов, заложенных в профессии. Педагог при этом не навязывает обучающимся социальные стереотипы, сложившиеся в отношении профессий, а, опираясь на социальный и личностный опыт обучающихся, создаёт проблемные ситуации, разрешение которых обучающимися позволяет обнаружить, выявить заложенный в профессии смысл для человечества, общества, государства и себя. Особенностью воспитательной практики является принятие всех идей, тезисов с последующим групповым обсуждением. В результате реализации практики, обучающиеся самостоятельно добывают не только знания о профессии, но «открывают» заложенные в профессиональной деятельности ценности, получают возможность соотнести их с собственными представлениями, сформировать личностный смысл.
Практика является возобновляемой с каждой группой обучающихся в 9 классе. Этапы реализации представлены следующим образом: 1 этап – проведение опроса о первичных предпочтениях в выборе профессии, 2 этап – формирование первичного мотивационного поля выборов, созданного из ответов на вопрос о мотивах выбора профессии, 3 этап – создание проблемной ситуации, моделирующей гипотетическое «исключение» профессии из жизни общества, либо постулирующей идею «ненужности» профессии, 4 этап – групповая/ролевая дискуссия, направленная на обнаружение смыслов и ценностей профессии, 5 этап – дополнение результатов 4 этапа самостоятельно подготовленными обучающимися сообщениями о роли, значении профессии, её месте в жизни Калининградской области, России, 6 этап – рефлексия первичного мотивационного поля выборов, внесение изменений, дополнений, 7 этап – создание карты востребованности специалистов в Калининградской области и России (с опорой на данные статистики). Полученные в ходе исследования результаты, полезны не только для обучающихся, но и для родителей, поскольку служат материалом для обсуждения проблемы выбора профессии в семье, в консультациях с психологом, на родительских собраниях.